Психологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольников

Общая психология » Психологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольников

Страница 4

Педагог (совместно с родителями) должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.

В зависимости от уровня развития детей, их динамики в группе, психологических состояний, поступления новых детей в группу возможно варьирование методов, приемов и структуры занятий и самой программы.

Занятия специалистов с детьми раннего возраста строятся на единых принципах.

1. Онтогенетический принцип:

при проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.

2. Комплексный подход к проблемам ребенка:

совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.

3. Принцип взаимодействия и координации между специалистами:

– с помощью ведения документации на каждого ребенка – индивидуальной карты;

– через психолого-медико-педагогические консилиумы;

– в процессе проведения совместных занятий специалистами.

4. Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка:

все занятия проводятся в присутствии родителей и при активном их участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист – ребенок – родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий, В ходе коррекционно-развивающих занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.

5. Деятельностный подход:

формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

6. Систематичность заданий и используемых на занятиях игр:

определенный порядок в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

7. Вариативность заданий:

при формировании у ребенка одних и тех же понятий используются различные игры и задания.

8. Принцип постепенного усложнения заданий:

а) поступенчатое усложнение заданий, например: 1-я ступень – сортировка предметов по какому-либо признаку, 2-я ступень – выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово, 3-я ступень – использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности материала;

в) постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д.

9. Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами или принцип единого тематического планирования занятий:

занятия разных специалистов объединены одной темой. Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфические задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний.

Например, тема «Овощи – фрукты»:

– логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме;

– психолог формирует взаимодействие «мама – ребенок» или «ребенок – ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку», и т.п.;

– педагог развивает у ребенка навык соотнесения предмета и изображения, обобщения, активизирует сенсорный опыт в процессе продуктивной деятельности;

– музыкальный руководитель подбирает хороводы, песенки, игры по данной тематике.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем к прочтению:

Проблема человека в психологии
Человек является объектом изучения естественных наук. В основных естественных науках, таких как физиология и биология, в которых изучаются его различные физические данные и параметры, он рассматривается как органическое существо. Социолог ...

Социально–психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях
Наиболее распространенными поведенческим реакциями во внебрачных связях являются следующие их варианты. 1. «азартная игра». Изменяющий супруг является человеком, увлечением которого становится «добывание» особ противоположного пола, поэт ...

Проблемы понимания подростков взрослыми
Первый источник проблем взаимоотношений с взрослыми - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Как уже было ...