Психологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольников
5.
В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.
Данная программа предполагает развивающие занятия с детьми третьего года жизни. Ведь именно в 3 года начинают строиться, помимо уже существующих отношений «ребёнок – взрослый», отношения «ребёнок – сверстники». Также именно к этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам и пр.).
Реализация программы предполагает определенную поэтапность.
I
этап – диагностический.
На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, цель которой – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов.
В работе на этом этапе участвуют следующие специалисты:
1. Психолог, который определяет уровень познавательного развития, сформированность навыков общения, предметной и игровой деятельности, выявляет факторы, влияющие на ход развития ребенка (анамнез, особенности семейного воспитания и др.).
2. Логопед, который выявляет уровень речевого развития.
3. Невропатолог, педиатр, определяющие состояние физического и нервно-психического здоровья ребенка.
Учитывая различный уровень развития детей, состояние здоровья, особенностей семейного воспитания, по мере необходимости к работе на первом этапе подключаются другие специалисты: психиатр, психотерапевт.
В результате складывается комплексная картина актуального развития ребенка. По данным первого этапа выстраивается дальнейшая работа.
II
этап – коррекционно-развивающий.
Содержание второго этапа программы представлено тремя взаимосвязанными курсами.
Курс I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.
«Психологическое сопровождение естественного развития ребенка»
Цель:
1. Формирование у детей навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
2. Когнитивное и сенсорное развитие детей раннего возраста.
3. Обеспечение перехода от функциональных действий ребенка к игровым.
Задачи:
– обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят, и на том, кто говорит;
– развивать и гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей со взрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками;
– формировать навыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление и развитие экспрессивной речи;
– знакомить детей с окружающим миром, учить устанавливать причинно-следственные связи и переходить от действия к деятельности;
– развивать все виды восприятия, формировать умение выделять предметы из общего фона, исследовать их, выделять отдельные свойства и качества, на основании которых производить классификацию и сериацию, формировать представления о постоянстве объектов, сенсорные эталоны;
– обучать через подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимся отражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальных действий;
– организовывать совместную игровую деятельность детей.
Для решения диагностических задач использовались методики из диагностических комплексов Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О.
В ходе реализации программы психологического сопровождения детей были использованы развивающие, дидактические, сюжетные, подвижные, театрализованные игры, элементы арттерапии, Психогимнастика, релаксационные упражнения.
Большое значение в структуре программы предается работе с родителями.
Цель: развитие родительской компетентности в воспитании и общении с детьми.
Основные формы работы:
1) совместное проведение занятий с детьми и родителями;
2) консультации родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей детей;
3) домашние задания для родителей;
4) родительские собрания по темам: «Особенности физического, психического, речевого развития детей от2 до 3 лет», «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Преодоление трудностей при взаимодействии», «Как развивать ребенка и не навредить ему», «Кризис наступил? Как помочь ребенку пережить его», «Скоро в детский сад».
Курс II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.
«Волшебные пальчики»
Рекомендуем к прочтению:
Метод исключения
Для детей младшего школьного возраста рекомендуется исключение предметов, для более старших — исключение понятий. Метод исключения предметов состоит в том, что ребенку последовательно предъявляются карточки, на каждой из которых изображен ...
Психология как наука
Что же изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые мы называем психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и ...
Любовь как фактор брачно-семейной жизни
Рассмотрим следующие вопросы:
–Фетишизация чувственного компонента супружества и его последствия для брачно-семейных представлений.
– Сущность любви и ее роль в семейных союзах.
– Соотношение понятий "любовь" и "брак&quo ...