Психология в юриспруденции

Общая психология » Психология в юриспруденции

Страница 4

образная (самый активный вид памяти свидетелей, клиентов и т.д.);

двигательная (память очередности действий свидетелей и т.д.);

эмоциональная;

вербально логическая – это ведущий тип памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме;

непроизвольная;

произвольная (этот вид памяти самый продуктивный, так как он опосредован целями и задачами запечатлеть, сохранить факты);

кратковременная, долговременная, оперативная.

Юристу в своей профессиональной деятельности необходимо обращать внимание на следующие закономерности памяти, которые в свою очередь складываются из процессов запоминания, воспроизведения, забывания:

для адвокатской (следственной) практики интерес представляет запоминание в виде наглядных (эйдетических) образов, т.е. человек отлично и непроизвольно запоминает объект и затем подробно его воспроизводит;

необходимо учитывать «эффект Зейгарник» – незавершенные, прерванные действия запоминаются в два раза чаще, чем законченные (случаи со свидетелями, объективная оценка их показаний и т.д.);

учитывать особенности воспроизведения – реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей (повторные правовые опросы и т.д.);

учитывать процессы забывания у людей с определенными нарушениями психической деятельности;

использовать приемы активизации памяти участников гражданского (уголовного) процесса.

Среди познавательных процессов высшим и наиболее сложным является уровень логического познания (мышление), влияющий на формирование личности. С точки зрения психологии мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. В мысли, понятии отражаются не только форма, но и сущность объектов, их внутренние связи и закономерности развития.

В юридической практике приходится решать, практически всегда, нестандартные задачи, которые допускают различные варианты и выбор оптимального пути достижения цели. И именно этот фактор побуждает юриста к активной мыслительной деятельности, носящей чисто социальный характер.

Юрист-практик должен в полном объеме представлять и использовать в работе различные виды мышления. Эти виды включают в себя: наглядное, практическое и вербально логическое (дискурсивное) мышления. Предметное мышление юриста основано на навыках, опыте (социальном и профессиональном). В процессе дискурсивного мышления формируются понятия, делаются выводы, решаются сложные теоретические задачи. Это основное средство познавательной деятельности юриста. Оно всегда облечено в языковую форму. Вот почему юрист-практик, и особенно адвокат, должен следить, как и о чем говорит участник гражданского (уголовного) процесса, составлять соответствующее мнение о характере его мыслительной деятельности, оценивать уровень его интеллекта. Велика роль дискурсивного мышления в работе адвоката – при доказывании невиновности субъекта, установлении причин противоправных действий и т.д.

Необходимо обратить внимание на то, что юрист в своей практике применяет (это одно из проявлений дискурсивного мышления) рефлексивные рассуждения. Так, адвокат создает динамическую модель поведения подзащитного, имитирует ход мысли и принимает решение. Это позволяет адвокату правильно принимать свои решения и влиять на решения подзащитного. Юрист-практик значительно сокращает путь к истине, если избегает механического перебора всех возможных вариантов.

Чтобы рациональнее решить стоящие перед юристом задачи, ему необходимо последовательно пройти ряд этапов:

подготовительный: осознание цели деятельности, формулировка вопросов, которые надо решить;

ориентирование в условиях задачи: ознакомление с материалами дела, исходными данными и т.д. Выдвижение версий;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Проявления личности в раннем возрасте.
Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления пр ...

Выводы
Опираясь на изложенные взгляды, можно, по-видимому, предположить, что глобальная самооценка (self-esteem, self-regard) не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а сама обладает сложным ст ...

Психологический анализ проблемы восприятия и понимания школьниками иноязычного текста
В лингвистике текст долгое время понимался как «произведение речи, зафиксированное на письме». Во второй половине 20 века интересы языкознания переместились в сферу коммуникации. Критерий письменной фиксации текста стал необязательным. По ...