Психология в юриспруденции

Общая психология » Психология в юриспруденции

Страница 7

Фрустрацию

называют стрессом рухнувшей надежды. Она выражается в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к поставленной цели.

Необходимо четко различать конструктивное и деструктивное воздействие фрустрации на человека. Признаки конструктивной фрустрации:

зависимость сложности поставленной задачи от большой интенсификации усилий;

замена средств достижения цели, пересмотр предыдущих действий;

замена цели (в состоянии фрустрации субъект идет на поиск альтернативной цели, что возможно путем достижения компромисса).

Признаки деструктивной фрустрации:

низкий порог толерантности к фрустрации;

нарушение тонкой координации усилий, направленных на достижение цели;

ограниченность, не позволяющая субъекту видеть альтернативные пути достижения цели или другую подходящую цель;

эмоциональное возбуждение.

Эмоциональная реакция при фрустрации:

агрессивность по отношению к совершенно посторонним предметам;

депрессия.

Юристу-практику следует помнить, что реакции агрессивного характера чаще всего наблюдаются у людей несдержанных, грубых, склонных к психопатии. Он должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, так как работа адвоката, следователя, судьи сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, связанными с принятием решений. Знание психологических мотивов возникновения фрустрации помогает юристу понять побудительные причины противоправных действий против личности. Фрустрация может привести к эмоциональным срывам, одной из форм которых является аффект.

Аффект

: на это эмоциональное состояние давно обращают внимание юристы. Понятие аффекта зафиксировано в правовых нормах (ст. 107, 113 УК РФ). Аффект – это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, который быстро овладевает субъектом, очень бурно протекает и характеризуется значительными изменениями сознания и снижением контроля над волей. Юристу следует отличать патологический аффект от собственно аффекта (называется «физиологический» аффект).

Знание определенных признаков аффекта помогает суду, следователю, адвокату путем работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми собрать необходимую информацию и произвести анализ содеянного человеком в состоянии аффекта.

Признаки аффекта:

внезапность возникновения аффективного возбуждения для самого субъекта;

интенсивность эмоциональных переживаний (проявляется в зажиме мышечной системы);

взрывной характер эмоциональной разрядки;

изменение сознания, его «суженность» и концентрация мышления на аффективных переживаниях, которые идут в ущерб собственным интересам и планам самого субъекта;

частичная амнезия (забывание) происшедшего;

внешние признаки (эффектная мимика, прерывистая речь, измененный тембр голоса и т.д.);

снижение самоконтроля;

постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, оглушенность, заторможенность.

Для правильного решения вопроса о том, находился ли подзащитный (обвиняемый) в состоянии аффекта, помимо вышеперечисленных признаков юристу необходимо исследовать:

характер аффектогенной ситуации;

индивидуально-психологические особенности личности субъекта;

психофизиологическое состояние субъекта накануне противоправных действий;

особенности поведения подозреваемого (подзащитного) сразу после свершения действия противоправного характера.

За последние годы накоплен очень большой опыт установления аффекта у субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности. Создана солидная методическая база, разработаны рекомендации для диагностики аффекта. Таким образом, психическая установка сопровождает любую познавательную деятельность человека, в том числе и судебную, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Она предшествует решениям, которые принимаются под ее воздействием.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Рекомендуем к прочтению:

Исследование особенностей понимания учебных текстов по психологии студентами-психологами
За последние 20 лет заметно повысился научный уровень обучения и учебников. Однако проблеме доступности учебного материала внимания практически не уделяется. Есть общее понимание, что учебники должны содержать в необходимом объеме основы ...

Специфика учебной мотивации студента.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, наприме ...

Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов
Существует три подхода к проблеме становления личности в профессии. Первый подход рассматривает проблему становления личности в профессии как движение от деятельности к личности. Первоначально изучается профессиональная деятельность, в не ...