История развития учения о стрессе

Общая психология » Психология как научная дисциплина » История развития учения о стрессе

Страница 2

а). Агрессия

– это врожденный инстинкт для выживания человека как вида в процессе эволюции. Источник агрессии – это инстинкт борьбы, который генерализует А. и она накапливается. Чем больше энергии А. накоплено, тем меньшей силы стимула нужно для ее выплескивания. 2. Охотничья гипотеза Ардри.

В результате естественного отбора появился новый вид – охотники. Источник А. – охотничий инстинкт. сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида. 3. Социобиологический подход. А

. – это один из способов повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами (недостаток пищи или брачных партнеров).Вывод

: А. невозможно устранить совсем, ее можно только временно ослабить или перенаправить. 2. Агрессия как проявления побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим. 2.1.Фрустрация и А. (Доллард и Миллер). 1.Доллард. Фрустрация

– это помехи для какого-либо поведения, которые вызывают А. Положения: фрустрация всегда приводит к А. в какой-либо форме; А. всегда является результатом фрустрации. Факторы, влияющие на силу А.:а) степень ожидаемого удовлетворения; б) сила препятствий; в) количество последовательных фрустраций. НО Не всегда реакция на фрустрацию является А. И наоборот, А. может вызываться не фрустрацией, а другими факторами. 2.Миллер. Фрустрация

порождает разные модели поведения. А. одна из них. Если существует опасность наказания, то А. сдерживается и направляется на другой объект (смещение). Факторы А.: а) сила побуждения к А.; б) силы, сдерживающие А. (наказание и т. д.); в) стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором. Выход: катарсис. 2.2. Теория посылов к А. Берковица. Аверсивные стимулы (фрустрация, боль, дискомфорт) приводят к готовности к агрессивному действию + посылы к А. = агрессивному поведению. Освобождение – только причинение вреда фрустратору у сильно фрустрированных индивидов. 2.3. Теория переноса возбуждения Зильмана. А

. – это возбуждение симпатической НС. Возбуждения могут накладываться возбуждение увеличивается или уменьшается, т.е. возбуждение вливается в другие реакции и переживания. Это возбуждение может повышаться от таких источников как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика и шум. 2.4. Когнитивные модели. Здесь рассматривается когнитивный момент ранее рассмотренных теорий. Модель образования новых когнитивных связей Берковица

. Аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции путем формирования отрицательного аффекта. То, как сам индивид интерпретирует отрицательное воздействие и определяет его реакцию на это воздействие. Взаимосвязь познания и возбуждения по Зильману. Анализируя фрустрацию и фр ситуацию, человек может прийти к выводу, что эта цель не была такой уж важной. И в результате А. не будет. Возбуждение, если оно слишком сильное, уменьшает познавательные способности. Т. о. высокий. уровень возбуждения приводит к дезинтеграция когнитивных процессов (м. привести к торможению). 3. Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию Бандура

. А. – это некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается как и другие формы соц пов. Люди наделены нейропсих механизмами, которые обеспечивают возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. В непосредственном опыте А. закрепляется, если агрессивное поведение + подкрепляется. Факторы, влияющие на А.: способ усвоения подобных действий; факторы, провоцирующие их появление; условия, при которых они закрепляются. А. приобретается посредством: биологических факторов (гормоны, н/с.); научения (непосредственный опыт, наблюдение). А. провоцируется: воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением (нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение); инструкции (приказы); эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи). А. регулируется: внешними поощрениями и наказаниями (материальные вознаграждения, неприятные последствия); викарным подкреплением (наблюдением за опытом других); механизмом саморегуляции (гордость, вина). Коррекция А. Любые действия с манекенами. Потребность острых ощущений. Решение – выбор профессии с риском (автогонщик). Спортивные площадки, работа с песком, глиной, мячом, водой (т.е. спустить пар в социально приемлемых формах). Наблюдение чужой А. (фильмы, состязания) как снятие агрессии вызывает споры. Есть три гипотезы. Гипотеза модели

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика и строение человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, ...

Женщины и энергопоглотители
Неудача происходит чаще от недостатка энергии, чем от недостатка капитала. (А. Уэбстер) Работа руководителя очень трудное и ответственное занятие. Иногда бывает, что женщина-руководитель в конце рабочего дня еле плетется домой. Никакого ...

Понятие общих способностей
Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Несмотря на это, термин «способности» многими психолога ...