Специфика научно-психологического познания
Первая особенность современной психологической науки – полипредметность – существование в единой системе научного знания множества альтернативных определений и пониманий предмета изучения.
Второй специфической характеристикой психологической науки следует признать то, что в ней объект и субъект познания, мысль обращается к собственному субстрату, а научное сознание человека становится его научным самосознанием. Поэтому традиционное разграничение «внутреннего» и «внешнего», «субъективного» и «объективного», их противопоставление, основанное на общей для западноевропейского рационализма идее о внеположности сознанию познаваемого мира, в психологии оказывается проблематичным.
Другая особенность психологии в том, что, выдвигая психическое как предмет научной рефлексии, учёные не имеют возможности сделать его объектом непосредственного эмпирического исследования. «Психика», как и «Душа», эмпирически неуловима. Приходится искать другие объекты и косвенно – через их изучение – делать выводы о закономерностях психической реальности. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что признаётся доминирующим фактором, определяющим психическую жизнь, и от того объяснительного принципа, который предлагается конкретной научной школой.
Наконец, специфика психологии заключается в её уникальных практических следствиях. Как отмечала Ю.Б. Гиппенрейтер «практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим…» Следовательно, психология – это не только познающая и конструирующая, формирующая человека.
Итак, специфика научно-психологического познания может быть выражена в следующих четырёх пунктах:
1. Полипредметность.
2. Совпадение субъекта и объекта научного познания.
3. Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость выделения «вторичных объектов».
4. Формирующий и преобразующий характер психологического познания.
6. Полипредметность психологии
Донаучная/философская психология: Описательная психология:
Душа Духовная деятельность человека
Интроспективная психология: Бихевиоризм:
Сознание Предмет Поведение
Гештальтпсихология: психологии
Психоанализ:
Целостные структуры Бессознательное
психики (гештальты)
Когнитивная психология: Гуманистическая психология:
Познавательные структуры Личность, индивидуальность
и процессы
Отечественная психология:
Психика, системы психической деятельности
Рекомендуем к прочтению:
Общее понятие о педагогике, ее структуре и понятиях
Каждое новое поколение людей призвано решить по крайней мере 4 задачи:
1) усвоить опыт предыдущих поколений
2) обогатить и приумножить приобретенный опыт
3) дать жизнь новому поколению людей
4) передать новому поколению людей все то, ...
Особенности проявления агрессивности у подростков
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования [2, с. 89] было изучение особенностей идентификации с родителями ...
Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка
Попытаемся выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характеро ...