Специфика научно-психологического познания

Общая психология » Психология как система научных знаниях » Специфика научно-психологического познания

Страница 2

В современной отечественной психологии проблематика научного изучения психики сводится к четырём основным общетеоретическим проблемам:

1. проблема психофизиологическая: проблема взаимосвязи психики и её телесного субстрата;

2. проблема психогностическая или « проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира»;

3. проблема психопраксическая: закономерности формирования психики в процессе практической деятельности и характер этой деятельности от её психических регуляторов – образов, целей, мотивов, личностных свойств (психопраксис);

4. проблема психосоциальная: характер зависимости психики от социальных процессов, норм, ценностей и, одновременно, её активная роль в их реализации конкретными индивидами и группами.

В настоящее время продолжается процесс научного самоопределения психологии, конкретизации и уточнения её предмета.

Научная деятельность профессионального психолога не ограничивается исследованием психических закономерностей и процессов, но предполагает также разработку технологий психологической помощи и оптимизации человеческой жизнедеятельности.

В психологии стремление к объективации неразрывно связано с пониманием конкретных жизненных ситуаций, а изучение психики изначально предполагает последующую возможность влияния на неё. Это означает, что научные данные и постулаты психологии должны быть не только обоснованы и верифицированы, но и внедрены в соответствующих областях социальной практики. Психологические знания открывают перед человеком новые возможности управления собственными психическими процессами и, наряду с объяснением закономерностей душевной жизни, обеспечивает его более совершенными методами саморегуляции.

В наше время наука о душе успешно осваивает самые различные области общественного бытия человека; стремительно возникают всё новые психотехнологии и подходы, количество направлений практической психологии исчисляется несколькими сотнями.

Достижения психологической науки широко используются для решения комплексных задач экспертизы, диагностики, психокоррекции и психологического консультирования в образовании, медицине, спорте, криминалистике, вооружённых силах, на производстве, в бизнесе и других сферах социальной жизни. Выражаясь в конкретных, специализированных методиках, они находят прямое практическое применение в деятельности различных психологических служб, в психотерапии, менеджменте, профориентации, рекламе. Фактически во всех общественных структурах, функционирование которых обеспечивается совместной деятельностью и социальным взаимодействием людей.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Воспитание в труде
Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть о ...

Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою ...

Вывод
Итак, мы завершили исследование проблемы психосоматических расстройств у подростков. Главное содержание нашей работы заключается в таких пунктах: - теоретические аспекты и характеристики подросткового возраста, характеристика исследуемой ...