Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Общая психология » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Страница 2

Существует законодательно установленные квалификационные требования к муниципальным служащим, согласно которым муниципальный служащий должен:

– знать об особенностях и специфике управляемых объектов – территориальных, социально-экономических систем. Знания конкретной территории приобретаются в ходе практической деятельности;

– обладать знаниями, навыками и умениями в основных областях профессиональной деятельности: управление экономическими процессами, управление социальными процессами, управление политическими процессами;

– обладать знаниями, навыками и умениями по основным видам профессиональной деятельности – правовой – контроль за исполнением законодательства (31).

Муниципальная служба является частью местного самоуправления и соответственно, обеспечивает исполнение управленческих полномочий муниципальных органов. Поэтому муниципальную службу можно определить как управленческий институт. В связи с этим, муниципальные служащие должны, наряду с узкоспециальными, иметь управленческие знания, навыки и способности, прежде всего в области сбора, обработки и обобщения информации, подготовки проектов решений, организации их исполнения, координации деятельности, регулирования и ряда других функций управления.

С психологической точки зрения, учитывая специфику деятельности муниципальных служащих, наибольший интерес для нас представляет содержание принципа деятельности муниципальных служащих, отражающего их профессионализм и профессиональную компетентность. Причем, профессиональная компетентность муниципальных служащих включает в себя помимо описанных выше знаний и умений специфичные компетенции относительно выполняемой деятельности. Одной из таких компетенций является личностная компетенция муниципальных служащих, состоящая из совокупности определенных личностных качеств.

Личностные качества определяются условиями и спецификой деятельности на муниципальной службе.

В 1991 г. Международная ассоциация управления городами и районами (ICMA) разработала набор основных компетенций и умений, необходимых для эффективной работы муниципального управляющего. Это наиболее полный список профессиональных компетенций, необходимых муниципальному управляющему (49, 110 с.):

1. Управление персоналом включает в себя такие личностные качества как: умение понимать межличностные отношения, мотивировать людей; объективность в оценке действий других людей; умение понимать командные отношения; способность направлять и координировать усилия группы; креативность; умение определять ожидания, формировать ориентиры, поддерживать всех членов коллектива.

2. Политическое содействие, включающее в себя: понимание групповой динамики и политического поведения; навыка организации коммуникации; способность вовлекать других в процесс анализа ситуации и возможных результатов деятельности; умение предвидеть последствия политических решений; способность передавать правильную информацию и давать здравые рекомендации.

3. Организация услуг включает следующие качества: навык оценки потребностей местного сообщества, наличных ресурсов; предвидение результатов решений, связанных с предоставлением услуг; способность формировать цели и показатели продуктивности деятельности, оценивать результаты; знание методов сбора информации; понимание организационных процессов; способность содействовать организационным улучшениям.

4. Стратегическое лидерство включает: понимание собственного стиля лидерства; проницательность; формирование перспектив; определение набора задач; способность создавать среду, поощряющую к инициативе и инновациям; прозорливость; творчество.

5. Приверженность демократическим принципам, включающая в себя следующие личностные качества: понимание демократических принципов, политических процессов, законодательства о местном самоуправлении; понимание групповой динамики; поддержание ценности различий в организации и в местном сообществе.

6. Организационное планирование и менеджмент подразумевает под собой: понимание и навык работы с бюджетом, финансового анализа; управление человеческим потенциалом; стратегическое планирование.

7. Коммуникация, являющаяся неотъемлемой частью любого управления, содержит в себе следующие характеристики: понимание принципов межличностной и групповой коммуникации; навык слушать, говорить и писать; способность убеждать, адаптировать предъявления к особенностям аудитории; восприятие вербальных и невербальных ответов; навык выбора наиболее эффективных коммуникативных методов для конкретных взаимодействий.

8. Целостность включает: справедливость; честность; понимание деловой и личностной этики; личную целостность; профессиональную целостность; содействие этике поведения в организации посредством личного примера, управленческой практикой, организацией специального обучения (49, 112 с).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в отечественной и зарубежной школах
Невроз – группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической д-ти, возникновение, течение и компенсация которых определяются психогенными факторами. Невроз развивается в результате длительного воздействия психотравмирующих фа ...

Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою ...

Психологические аспекты
В предыдущей главе я рассмотрела символ св.Троицы в его историческом аспекте. Конечно, идей о формулировке Троицы и её содержании было гораздо больше, многие их них запрещались церковью, но это тема отдельного исследования. Как можно поня ...