Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Общая психология » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Страница 5

Протасова В.А. исследуя вопросы психологии управления, описывает синергичность как однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата (40). В управлении организацией, по мнению автора, синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Повышение синергии в организации осуществляется, прежде всего, посредством грамотной работы с персоналом. Менеджеру необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.

Таким образом, автор раскрывает понятие «синергичность» с точки зрения управления и описывает значимость целостности структуры организации и согласованности деятельности служащих, как важных факторов, влияющих на общую эффективность достижения целей организации.

Применяя термин «синергичность» к сфере муниципального управления нас будет интересовать не столько целостная структура, организованность работы различных подразделений органов местного самоуправления, а также согласованность деятельности муниципальных служащих, сколько синергичность самого муниципального служащего. Синергичность как целостность не только профессиональная, но и личностная.

Таким образом, под синергичностью мы будем понимать способность целостно воспринимать окружающую действительность и самого себя, а также находить закономерные связи в противоречивых жизненных ситуациях в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Важной составляющей профессиональной компетентности является также гибкость поведения.

Словарь русского языка определяет понятие гибкий как «способный трезво оценить обстановку, обстоятельства и приноровиться к ним» (35, 112 с.).

Э. Шостром под гибкостью поведения понимает способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам (42).

Таким образом, под гибкостью поведения мы будем понимать умение ситуационно реагировать в различных жизненных ситуациях, гибкость и разумность в применении некоторых стандартных принципов и оценок.

Ориентация во времени.

Первоначально данное качество называется «компетентность во времени», под которым А. Маслоу понимал умение находиться в ситуации «здесь и теперь» (54), насколько человек умеет жить настоящим, связывая его с прошлым и прогнозируя будущее.

Э. Шостром характеризовал данное понятие так: ориентация во времени «определяет степень правильности ориентированности человека во времени» (42, 75 с.), т.е. рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего, где цели личности всегда связаны с текущей деятельностью и прошлый опыт влияет на поведение в настоящем.

В нашем исследовании мы будем придерживаться понимания данного термина описанное Э. Шостромом.

Рассмотрим такую немаловажную характеристику профессиональной компетентности как сензитивность.

В психологическом словаре сензитивность (sensitivus – чувствительный) определяется как «характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям» (42, 419 с.).

Хрящева Н.Ю. описывая понятие сензитивности, придерживается многокомпонентной теории, включающей в себя понимание сензитивности как «целостное, общее свойство, как способность предсказывать чувства, мысли и поведение других людей» (19, 83 с.) и, с другой стороны, сензитивность как общая способность, включающая в себя четыре основных компонента: наблюдательская сензитивность, теоретическая сензитивность, номотетическая сензитивность, идеографическая сензитивность.

Э. Шостром определяет сензитивность как «чувствительность к собственным переживаниям и потребностям» (38, 194 с.). То есть, сензитивность характеризует степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свое собственное эмоциональное состояние.

Самопринятие.

Э. Шостром расшифровывает самопринятие как «способность человека принимать себя вопреки своей слабости» (38, 194 с.). То есть личность принимает себя такой, какая она есть, – со всеми своими недостатками и слабостями.

К. Роджерс считает, что самопринятие играет наиболее важную роль в развитии личности и психологического здоровья (44). Наиболее социально адаптивные те люди, которые чувствуют, что их любят, что они нужны, что их принимают, что они заслуживают уважения. Чтобы развиваться, нужно принимать себя.

Джонсон Д.У. в качестве одного из основных базисных навыков личности выделяет навык самопринятия. Где под самопринятием автор понимает «осознание и принятие себя: осознание своих чувств и реакций» (12, 12 с.). Автор утверждает, что принимать себя не только сводиться к осознанию каких-либо сторон своей личности, но и равнозначно уважению себя. При этом высокий уровень принятия себя связан с высоким уровнем социальной адаптации. Джонсон Д.У. пишет, что принимающие себя люди, считают мир более дружелюбным и соответственно у них меньше защитных реакций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготский выделял 3 группы периодиз ...

Личность в гуманистической теории
Находясь под влиянием экзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа по ...

Этика и культура поведения в организации и управленческое общение
Рабочая группа (коллектив) в своем внешнем выражении – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. С другим ...