Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Общая психология » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих

Страница 3

Дополнительную группу черт и качеств личности муниципального служащего, влияющую на эффективность его деятельности отличает субъективный, личностный характер. Личностные характеристики служащего непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретёнными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.

Таким образом, вышеперечисленной классификации раскрывают многообразие необходимых личностных качеств муниципальных служащих. Данные характеристики охватывают обширный пласт и многосторонность характерологических проявлений личности.

Мурашко А.Ф., исследуя проблему профессиональной компетентности различных категорий муниципальных служащих, предлагает следующий перечень показателей профессиональных и личных качеств:

1 категория – «руководители»

(наряду с перечисленными ниже показателями качеств, руководители должны обладать

качествами, предъявляемыми и к специалисту):

1.1. Способность самостоятельно принимать решения

1.2. Оперативность принятия и реализации решений

1.3. Общая эрудиция и кругозор

1.4. Организаторские способности

1.5. Профессиональная предприимчивость с учетом требований рынка

1.6. Чувство долга и ответственности

1.7. Способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем

1.8. Умение держать слово

1.9. Принципиальность, честность

1.10. Умение вести деловые переговоры

1.11. Способность создать нормальные взаимоотношения в коллективе (психологический климат)

1.12. Восприимчивость к критике

1.13. Умение видеть, поддерживать и применять новое, передовое

1.14. Склонность советоваться с коллективом

1.15. Умение создать сплоченный коллектив

1.16 Умение эффективно и последовательно организовать работу по взаимосвязи с другими отделами, ведомственными и отраслевыми организациями, госорганами, отраслями, субъектами Российской Федерации

2 категория – «специалисты»:

2.1. Профессиональная компетентность

2.2. Знание отечественного и зарубежного опыта

2.3. Полнота, оперативность и качество выполнения работ и заданий

2.4. Интенсивность труда

2.5. Творческая активность (наличие авторских свидетельств, печатных работ)

2.6. Энергичность и целеустремленность

2.7. Умение четко излагать свои мысли письменно и устно

2.8. Аналитические способности

2.9. Дисциплинированность

2.10. Владение иностранными языками

2.11. Работа над повышением своей квалификации

2.12. Умение не допускать личностных конфликтов с сотрудниками

2.13. Ответственность за порученное дело

2.14. Инициативность в работе

2.15. Стремление довести начатое дело до конца

2.16. Умение строить деловые взаимоотношения

2.17. Работоспособность

Обобщая описанные выше характеристики можно сделать вывод о необходимости определенного набора личностных черт муниципальных служащих способствующие более эффективному выполнению их деятельности.

Специфика деятельности на муниципальной службе связана с принятием управленческих решений по социально-экономическому благоустройству населения города, и соответственно, зачастую протекает в непосредственно контакте с населением. Данный факт существенно отличает государственного и муниципального служащих и подтверждает необходимость и важность высокоразвитой личностной компетенции в деятельности муниципальных служащих.

Специфика управленческого решения на муниципальной службе, особенность муниципального управления состоит в том, что в основе деятельности на муниципальной службе должна быть социально-экономическая эффективность, качественное жизнеобеспечение населения (20, 46 с.). Содержание профессиональной деятельности на муниципальной службе – принятие и реализация социально-эффективных управленческих решений (20, 44 с.). Основные этапы разработки, принятия и реализации управленческих решений следующие: постановка и анализ проблемы; прогнозирование и разработка альтернативных вариантов; выбор решения и плана действий; контроль над выполнением решений; коррекция; поведение итогов работы и выход на качественно новый уровень решения все более сложных и интересных проблем (20, 47 с.). Основные профессиональные принципы технологии принятия решений: многофакторный анализ ресурсов, альтернативность, выработка критериев эффективности.

Особенности деятельности на муниципальной службе, специфика принятия профессионально – важных управленческих решений обуславливают необходимость наличия определенного набора требований к личности муниципального служащего предъявляемые со стороны их профессиональной компетентности.

Опираясь на отечественный опыт муниципальной службы и анализируя организацию, характер и ее содержание, можно констатировать, что муниципальная служба имеет ярко выраженную специфику по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. Речь идет, прежде всего, о нормативно правовом, управленческо-коммуникативном и публичном характере муниципальной службы. Форма управленческого труда муниципальных служащих представлена в основном действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, мотивации, регулировании, анализа и контроля за состоянием дел в организации и направлена на решение вопросов жизнедеятельности населения. Здесь от человека требуются исключительно глубокие знания в конкретной предметной области, соответствующие функциям, задачам, направлениям деятельности данного органа власти или его подразделения (19).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка
Попытаемся выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характеро ...

Социально-исторические условия становления психологического пола личности
Социально-исторический образ жизни является источником развития личности в системе общественных отношений и характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые бе ...

Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или меша ...