Психологические основы обыска
Произвольные психофизиологические реакции также свидетельствуют об эмоциональной напряженности обыскиваемых и выражаются в мимике и жестикуляции, говорящих о волнении, в отсутствии последовательности и логики действий и слов, частых глотательных движениях т.д. Все это может также указывать на приближение к месту укрытия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, однако произвольные психофизиологические реакции регулируются волевыми усилиями человека и поэтому нередко остаются незаметными для наблюдателя.
В процессе обыска есть возможность усиливать элементы психологической напряженности обвиняемого, чтобы легче заметить "критические точки". Такой метод в криминалистической науке и практике получил название "словесная разведка". Суть его в том, что следователь (или работник, органа дознания) спрашивает обыскиваемого о расположении помещении, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.д. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель - словесный, который еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакцией. Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Например, следователь, подойдя к столу и обнаружив, что его ящики на замке, опрашивает: кто пользуется этим столом, что в нем находится, почему он заперт?
Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый, члены его семьи при приближении обыскивающего к месту укрытия устраивали ссоры, эксцессы, проявляя истерические реакции, симулировали внезапное ухудшение состояния здоровья и т.п. Это делалось, чтобы отвлечь внимание участников обыска, приостановить или не допустить опасное для обыскиваемого развитие событий, могло свидетельствовать о невозможности оправиться с возникшей психологической напряженностью.
Такого рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения; в-третьих, внушить представление о нецелесообразности поисков на определенных участках помещения, о не существенности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя "Что находится в чулане?" жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.д. Немаловажен и психологический аспект анализа внешней обстановки. Понимаемая в самом широком смысле слова, она отражает многие особенности личности ее социального статуса, материальное и общественное положение человека, его культурный уровень, потребности, интересы, склонности, нравственные представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого предметов, резко не соответствующих его материальному положению должно привлечь внимание следователя. В ряде случаев целесообразно получить по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их жилище.
В криминалистической литературе имеются рекомендации относительно проведения повторного и даже неоднократного обыска у одного и того же лица, если первый не дал положительных результатов. Эффективность повторных обысков психологически вполне объяснима. Нередко обвиняемый, у которого в ходе первого обыска ничего не обнаружили, успокаивается, возвращает временно перепрятанные ценности, добытые преступным путем к себе домой.
Рекомендуем к прочтению:
Биологические и психологические особенности развития
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «т ...
Потребности и интересы как детерминанты трудового поведения
Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, и ...
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, ...

