Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в отечественной и зарубежной школах

Общая психология » Психология как научная дисциплина » Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в отечественной и зарубежной школах

Страница 2

: невроз – патологическая форма компенсации нереализованного чувства превосходства. Артур Янов

: (основатель терапии первичного крика). Невроз возникает в детстве. Вызван неспособностью родителей удовлетворять потребности ребенка в любви и внимании. Т.е. каждый раз, когда ребенок плачет в детстве, а его не берут на руки, не уделяют внимание, возникает невроз. Невроз формируется на бессознательном уровне. Лечение неврозов резко отличается от других направлений. Единственный способ вылечить невроз – подавить его силой и жестокостью. Результат: крик от скопившейся боли. Причем, кричать надо до тех пор, пока не иссякнет боль. После этого пациента выпускают "в жизнь".

Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны). Основная единица поведения: связь стимула и ответа обоих форм поведения. Его основная идея – раздражители внешней среды – это основные детерминирующие факторы поведения. Торндайк: формулирует законы научения.

1) закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется;

2) закон эффекта – роль награды и наказания;

3) закон готовности – готовность физиологического субстрата проводить импульсы. Скиннер: теория оперантного обучения. Основная ед-ца поведения – условный рефлекс. Ввел понятие "подкрепление" – необходимое следствие действия живого существа. Добывание подкрепления самим организмом и самоподкрепление своего поведения – ведущая форма отношений организма и среды. Сконструировал "ящик Скиннера" (нажимаешь на рычаг – пища). И.М. Сеченов

– основатель науки о поведении. Все признавали, что рефлекс состоит из трех звеньев: 1) внешний толчок; 2) раздражение центростремительного нерва; 3) центробежный нерв к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья (и добавил четвертый): 1) Принцип "начало согласования движения с чувствованием сигналом". Т.е. организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Здесь впервые выступает идея неразлучной связи организма со средой. Движение совершается только потому, что сообразуется с условиями внешней среды благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия и различения этих сигналов. 2) Мышца также служит органом познания. Ее нервные окончания сигнализируют о внешних пространственно-временных условиях, в которых совершается действие. 3) Рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Познавательные эффекты работы мышцы передаются обратно в гол. мозг и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. 4) Создал проект новой объективной y. 5) Открыл центральное торможение. До него оперировали только возбуждением. Его открытие, что организм может не только вызывать ответные действия, но и задерживать их легло в основу для объяснения того, как формируется волевая личность. 6)Ввел понятие интериоризация. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались лишними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она несет в качестве движения познавательную нагрузку) уходит внутрь, превращается в мысль. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее называется интериоризацией. Стратегии поведения по преодолению трудностей

. Техники преодоления трудностей: 1) идущее вниз сравнение 2) идущее вверх сравнение; 3) ролевое поведение (Зайгарник) – влияние роли на личность, как бы ч-к не отождествлял себя с ролью, она его изменяет; 4) техника отрицания – прием самосохранения. Отключение эмоций, хотя разум понимает случившееся. Отрицание – как психологич. барьер на пути проникновения трагедии во внутр. мир ч-ка. Сущ-ют самопоражающие стратегии (алкоголизм, наркомания). Соответственно 2 типа личности: экстерналы и интерналы.Олпорт

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Психосемантика символа - потенциал развития личности
В проведенном эмпирическом исследовании была обоснованна взаимосвязь восприятия графических символов (и придания им субъективного, детерменирующего вектор личностного развития, смысла) с категориями личностных черт предлагаемых в опросчик ...

Родительская ответственность в структуре феномена родительства
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявл ...

Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения ...